ГЕНЕРАЛЫ ДЛЯ ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ. Часть 4

Опубликовано:
Источник: оригинал
Комментариев: 831
5
Средняя: 5 (голоса)

(Дополненная. Дополнение в начале)

Технические и количественные аспекты артиллерии
 
Надо бы сравнить расход боеприпасов нашей и немецкой артиллерии, но это пока не просто сделать. Вот автор http://www.proza.ru/2009/05/12/1124 собрал многочисленные данные по этому вопросу, но они по периодам войны несопоставимы. Скажем, он сообщает, что немцы за первый год войны с СССР (то есть, до 22.06.42) израсходовали на Восточном фронте 440,1 тысяч тонн только артиллерийских боеприпасов. Считая по вагонам все боеприпасы, поставленные в действующие армии Красной Армии за первые полтора года войны (с 22.06.41 г. по 19.11.42 г.), он приходит к выводу, что их поставлено не менее 2 млн. тонн. (В структуре боеприпасов более половины составляли артвыстрелы). С одной стороны, к немецкому расходу нужно приплюсовать расход артиллерийских боеприпасов румын и финнов, но и с нашей стороны нужно  учесть какую-то часть советского довоенного запаса боеприпасов в 2,3 млн. тонн, который уже в большей части уже находился на складах западных округов, и его не требовалось везти в войска вагонами. Из этого запаса был потерян миллион тонн, тем не менее, и оставшееся число в 1,3 млн. тонн существенно. А по итогам войны этот автор сообщает данные официальных советских источников: «на Восточном фронте германские войска израсходовали меньше боеприпасов, чем советские (5,6 млн.т. против 8,0 млн.т.)».
 
Но по расчетам, сделанным по данным, опубликованным А. Исаевым, это несколько не так, особенно если брать начальный период войны и делать сравнение только полевой дивизионной и корпусной артиллерии (без полковой, береговой и корабельнй). В 1942 году немцы до поздней осени успешно наступали на всех театрах военных действий и в этом году их дивизионная и корпусная артиллерия израсходовали 24 470 тысяч штук снарядов, калибром от 75 до 210 мм. Разумеется, к этому количеству нужно добавить неизвестное мне количество снарядов, выпущенное на Восточном фронте такой же артиллерией союзников немцев, но, одновременно, вычесть также неизвестный мне расход снарядов немцами на других театрах военных действий (на тот период - тремя немецкими дивизиями в Африке). С учетом этих плюсов и минусов допустим, что на Восточном фронте части дивизионной и корпусной артиллерии израсходовали 24,5 миллионов штук снарядов и мин.
 
В том же 1942 году, когда эвакуированная промышленность СССР еще не развернулась на полную мощность (к примеру, из 65 заводов, входивших в систему Наркомата боеприпасов, 45 подлежали эвакуации), советская дивизионная и корпусная артиллерия (вместе с артиллерией РГВК), испытывая дефицит и снарядов, и потерянных орудий, выпустила по врагу 18,2 миллиона штук снарядов - уже меньше, чем немцы. Но тут есть еще два нюанса.
 
Во-первых, из этих 18,2 миллионов штук снарядов советской корпусной и дивизионной артиллерии 10,7 миллионов (почти 60%) были снарядами 76-мм пушек. Весили 76-мм снаряды в среднем 6,2 кг, то есть, мощность этих снарядов и, соответственно, их опасность была и так не очень велики.
 
Мало этого, 76-мм системы стреляли выстрелами унитарного заряжания, в которых невозможно изменить заряд, соответственно, при стрельбе на небольшие расстояния эти снаряды падали под острым углом к земле и основная масса даваемых ими осколков уходила в землю и вверх.
 
Кроме этого, этими снарядами трудно было достать противника за укрытиями местности – в балках, на обратных скатах высот. Малоэффективны были эти снаряды и для разрушения мало-мальски укрепленных позиций.
 
Чистый вес снарядов, выпущенных советской дивизионной и корпусной артиллерией в 1942 году, можно оценить в 285 тысяч тонн.
 
У немцев в дивизионном и корпусном звене вообще не было артсистем унитарного заряжания - все их орудия могли посылать по противнику снаряды под крутым углом, при таком падении на землю основная масса осколков от этих снарядов летела над землей и была опасной на большом расстоянии от взорвавшегося снаряда. Разумеется, стреляя по крутой траектории, немецкие орудия могли достать противника за основной массой естественных укрытий, мало этот, минимальный вес снаряда дивизионной и корпусной артиллерии немцев был 14,8 кг, то есть, более чем в два раза превышал вес снаряда советской 76-мм пушки.
 
И чистый вес всех немецких снарядов, выпущенных их дивизионной и корпусной артиллерией в 1942 году, оценивается в 522 тысячи тонн – чуть ли не в два раза больше, чем вес снарядов, посланных в сторону немцев советской артиллерией.
 
Эти технические аспекты немецкой артиллерии объясняют, почему немцам хватало для наступления 40 стволов на километр фронта, почему, к примеру, Манштейн безо всяких танковых соединений, одними пехотными дивизиями занял Крым, прорвавшись через сильнейшие позиции советских войск на Перекопе и у села Ишунь. Снаряды немецкой артиллерии были таковы, что никакие полевые укрепления не помогали.
Мало того, что основная масса советских снарядов сильно уступала в мощности немецким, но хотя бы таких снарядов было много! Так ведь и этого не было: на каждые три советских снаряда, весом среднего снаряда в 15 килограмм, в 1942 году немцы отвечали четырьмя, весом среднего снаряда в 21 килограмм. Ну, куда было еще и по квадратам стрелять??
 
Хочу немного вернуться к результатам анализа Лена Дейтона в части того, что советская артиллерия была на уровне 1918 года, но уже с позиций расхода огнеприпасов.
 
Не хочется отвечать Дейтону: «Сам дурак!», - но кое-какие соображения выскажу. Строго говоря, Британская армия одерживала победы над немцами исключительно в случае существенного превосходства в силах и, главное, в огневых средствах. Немцев с позиций сбивал огневой вал артиллерии и удары авиации, а потом эти позиции занимали танки и пехота. Разумеется, не всегда так получалось, как задумывалось, но именно это и есть «уровень артиллерии Второй мировой» по-британски.
 
Сравним две битвы той войны – Курскую и под Аль-Аламейном. В Курской битве соотношение сил советских и немецких войск 1,3 миллиона против 0,9 миллионов. В битве при Аль-Аламейне 220 тысяч британских против 115 тысяч итало-немецких.
 
Красная Армия в этой битве израсходовала 14 миллиона снарядов и мин, из которых количество собственно снарядов всех видов артиллерии (от полковых до танковых пушек) можно оценить в 6,3 миллиона. Под Аль-Аламейном англичане только дивизионной артиллерией (25-фунтовые гаубицы-пушки) выпустили по итало-немецким войскам 1,5 миллиона снарядов, весом 11,3 кг. В результате, для выведения из строя 1 солдата противника (помимо огня пехоты и ударов авиации) Красная Армия затратила около 13 собственно снарядов всех видов, а англичане – 49 только снарядов дивизионных 25-фунтовок.
 
По подсчетам того же Дейтона, семь из восьми немецких дивизий воевали на Восточном фронте. Тут же были и все румынские, финские, словацкие и венгерские дивизии, европейская добровольческая сволочь, свои предатели и значительная часть итальянских вооруженных сил. В Красной Армии дивизионная артиллерия вооружалась 76-мм пушками, но ими же вооружалась противотанковая и танковая артиллерия, в разные годы разной и численностью дивизионная артиллерия вооружалась 122-мм и 152-мм гаубицами, но этими же гаубицами вооружалась корпусная артиллерия и артиллерия РГК. Так вот, все, а не только дивизионные, 76-мм пушки, 122-мм и 152-мм гаубицы за 1942-1945 годы (по 1941 нет данных) и на 7 из 8 немецких дивизий с союзниками израсходовали 85,5 миллионов снарядов. А только британские дивизионные 25-фунтовки на свою долю из каждой одной из восьми немецких дивизий (были же еще и американцы) за войну расстреляли 84 миллиона снарядов.
 
То есть, если бы в Первую мировую войны противостоящие англичанам немцы тоже были настолько слабы, как во Вторую, то и в Первую мировую войну эта тактика англичанами была бы применена, ведь они и тогда без большой радости посылали пехоту на неподавленную оборону. То есть, во Второй мировой войне англичане не показали ничего, чем бы стоило особенно гордиться как вершиной военной мысли, что, правда, никак не возвышает советскую военную мысль, а соотношение потерь, приведенное Дейтоном, повторю, заставляет задуматься над причиной этого факта.
 
Тактика в числах
 
Напомню, вся эффективность немецкой артиллерийской тактики блицкрига обеспечивалась дополнительными людьми в артиллерийских батареях, дивизионах и полках немецкой артиллерии – всеми помянутыми выше лейтенантами, вахмистрами и унтер-офицерами. А их, кстати, надо было не только обучать, но и обеспечивать биноклями, стереотрубами, приборами звуковой разведки, радиостанциями, телефонными аппаратами, телефонным кабелем, средствами передвижения.
 
Сравним штаты батарей и дивизионов артиллерийских полков советских и немецких дивизий, тем более, что гаубичные батареи и дивизионы советских артиллерийских полков имели столько же орудий и примерно такого же калибра, как и немецкие – по 12 орудий в дивизионе, по 4 в батарее, у немцев 105-мм и 150-мм калибра, у нас 122-мм и 152-мм калибра.
 
По штатам от 14.08.1939 года, при которых в дивизии было всего 8,9 тысячи человек (штаты дивизий советско-финляндской войны), в батарее 122-мм гаубиц гаубичного артиллерийского полка стрелковой дивизии был 71 человек, в дивизионе – 254 человека. В батарее 152-мм гаубиц были по штату те же 71 человек, в дивизионе – те же 254.
 
По штатам от 5 апреля 1941 года (с которым встретили Великую отечественную) в батарее 122-мм гаубиц гаубичного артиллерийского полка стрелковой дивизии было 80 человек, в дивизионе – 346 человек. В батарее 152-мм гаубиц были по штату 89 человек, в дивизионе – 353.
 
Как следует из воспоминаний генерала В.С. Петрова, прибывшего накануне войны лейтенантом на службу в уже приведенный в боевую готовность 92-й отдельный артиллерийский дивизион, вооруженный 152-мм гаубицами, дивизион имел численность в 650 человек. Но это была уже артиллерийская часть, а не подразделение, по сути, маленький полк с батарей управления (которая в дивизионной артиллерии была только в полку), учебной, парковой батареями, транспортной ротой и своими ремонтными и интендантскими службами. Как бы то ни было, но даже при такой численности дивизиона, Петров не упоминает ни о каком тесном взаимодействии с пехотой, ни о каких передовых наблюдателях – стрелял только командир батареи.
 
А теперь сравните: к нападению на СССР у немцев в батарее 105-мм гаубиц дивизионной артиллерии было 171 человек, а в дивизионе 609 человек. У немцев в батарее 150-мм гаубиц дивизионной артиллерии было 194 человека, в дивизионе – 678 человек.
 
Разница разительна!
 
И я не встречал в воспоминаниях уцелевших командиров наших стрелковых рот и батальонов, чтобы им помогали вести бой артиллерийские наблюдатели. Артиллерия Красной Армии была как-то сама по себе.
 
Если же у нашей пехоты была связь с артиллерией, то положение выравнивалось. Опять обопрусь на воспоминания Толконюка. У него начались трения с командующим 33-й армией Гордовым, и тот его с понижением в должности оправил командовать 620-м полком, входившим в состав 164 дивизии, безуспешно пытавшейся взять село Губино и практически обескровленной в этих атаках, в которых погиб и командир 620-го полка.
 
«В полку оказалось, без учета тыловых подразделений, 130 человек, две 45-мм пушки па конной тяге, два станковых пулемета и две малочисленных минометных роты: 6 82-мм и 4 120-мм миномета».
 
Еще его полку был придан дивизион 122-мм гаубиц. Толконюку удалось выполнить задачу дивизии маневром этих малочисленных сил своего полка, но дальше он показал в своих воспоминаниях роль артиллерии.
 
«Обойдя Губино слева перед рассветом, полк внезапно захватил его после короткого боя почти без потерь: немцы, боясь оказаться в окружении, оставили Губино без серьезного сопротивления. Дальше лежала местность открытая, и путь полку преграждала плоская безымянная высота, прочно удерживаемая противником.

Мне оборудовали НП в поспешно вырытом окопе впереди рва, установив стереотрубу для безопасного наблюдения за полем боя. В это время из-за высоты показываются три самоходки и открывают огонь. Они бьют по моему НП, где вправо и влево от меня во рву залег весь полк. Самоходки били настолько точно, что небольшой впереди меня бруствер пронизывали очень точно; снаряды, продырявив бруствер, ложились позади рва и там рвались. Некоторые попадали в ров. Я даже разглядел, как иной остроконечный снаряд, упав в ров, некоторое время вертелся на месте и через какое-то мгновение разрывался, обдавая нас осколками. Один снаряд угодил в мою переносную радиостанцию, убил радиста и выбил микротелефонную трубку из моей руки, оглушив меня так, что из ушей брызнула кровь, и я некоторое время был совершенно глухим. Огонь нашего гаубичного дивизиона вскоре вынудил самоходки отползти назад и укрыться за высотой.

И вот я замечаю в стереотрубу накапливание немцев впереди справа: выдвигаются из леса и становятся на прямую наводку шесть орудий, развертываются в боевой порядок до батальона, а это значит человек 500 пехоты, три танка. Видно немцы решили нас контратаковать, чтобы вернуть себе Губино. Я отдавал себе отчет, что отбить контратаку наличными силами, когда она начнется, невозможно. Надо было её сорвать. Это можно сделать только артиллерией и минометами, благо снаряды и мины были в достатке.

Расположив во рву возле себя, вопреки всяким правилам, обе минометные батареи, ставлю им конкретную задачу: беглым огнем выпустить на каждый миномет соответственно — 82-мм мин по 30, а 120-мм по 15, сосредоточив налет по центру готовившегося к контратаке противника. Туда же обрушиться и 122-мм гаубичному дивизиону. Минометчики разделись до пояса, чтобы легче было работать в жаре, и приступили к делу. Одни подносили мины, другие пускали их в дело. Мины и снаряды ложились в самую гущу группы фашистов. За каких-то 10 минут немцы были рассеяны; на месте остались шесть изуродованных и брошенных прислугой орудий, не сделавших ни одного выстрела. Замысел удался. Контратака не состоялась. Оценив роль минометчиков и артиллеристов, спасших полк от уничтожения, я с удовлетворением объявил им благодарность».
 
Вы спросите, а где же здесь передовые артиллерийские наблюдатели? Дело в том, что Толконюк по своей первоначальной воинской профессии и службе был артиллеристом, посему сам весь огонь артиллерии и организовал – он сам был таким передовым наблюдателем.
 
Дополню уже начатое сравнение в числах тактик артиллерии. Трудно сказать, рассчитывали ли немцы, сколько снарядов им надо, чтобы, скажем, подавить пулемет. Ведь если артиллерия стреляет прямо по нему, а корректировщик огня умелый и, главное, видит цель, то, возможно, и не много. Как вы прочли выше у немецкого ветерана, советский командир батареи попал в такую малоразмерную цель, как немецкий блиндаж, с третьего выстрела одним орудием. Но когда артиллеристы стреляют по площадям, и им «цель» задают квадратом на карте, то снарядов нужно больше, и в Красной Армии были справочные расходы. На совещании высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 года, генерал Павлов эти справочные данные сообщил: для подавления станкового пулеметного гнезда на поле боя расчетное количество 76-мм снарядов – 120 штук или 80 снарядов 122-мм гаубицы. Для подавления пушки на поле боя – те же 70-90 снарядов 122-мм гаубицы.
 
Это то, что значит «тактика артиллерии 1918 года» в числах. А эффективность ее сообщили выше не только советские, но и немецкие ветераны, которые, как видите, отмечают два периода войны: в первом было совершенно тупое применение артиллерии советским командованием, а во втором периоде войны, советская артиллерия уже стала более-менее эффективной.
 
Вы скажете, что это сообщают какие-то командиры немецких пехотных рот – что они могут понимать в артиллерии! Не скажите, о тупом применении артиллерии говорит и генерал-полковник Гальдер (артиллерист, кстати) в своих дневниках. Но Гальдер написал всего несколько строчек по интересующему меня в данной теме эпизоду, поэтому придется его объяснять отдельно.
 
Ельнинская операция 1941 года
 
В выдающийся подвиг маршалу Жукову записано временное освобождение города Ельни в 1941 году. Советская энциклопедия «Великая отечественная война» повествует об этом подвиге маршала Жукова так:
 
«ЕЛЬНИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1941, наступат. операция войск 24-й А Резервного фр., проведённая 30 авг.— 8 сент. в ходе Смоленского сражения1941с целью ликвидации т. н. Ельнинского выступа. Ельнинский выступ образовался в сер. июля в результате прорыва 2-й танк, группы пр-ка южнее Смоленска и овладения ею 19 июля г. Ельня. Нем.-фаш. командование планировало использовать этот выступ в качестве выгодного плацдарма для возобновления наступления на Москву. Попытки войск 24-й А (ген.-майор К. И. Ракутин) в июле — авг. ликвидировать Ельнинский выступ успеха не имели, хотя танк, и моторизов. соединения пр-ка понесли серьёзные потери (нем.-фаш. командование вынуждено было заменить их пех. соединениями). 21 авг. команд, войсками Резервного фр. ген. армии Г. К. Жуков приказал ген.-майору К. И. Ракутину прекратить наступат. действия и приступить к подготовке более сильного и организованного удара по врагу. Под рук. Жукова штаб фронта разработал план операции, согласно к-рому 24-я А получила задачу встречными ударами под основание выступа окружить и уничтожить ельнинскую группировку пр-ка (4-я А группы армий «Центр») и продолжать наступление на З. Не имея превосходства в силах и средствах кроме артиллерии, войска армии 30 авг. перешли в наступление и прорвали вражескую оборону. Отразив контратаки, войска армии к 4 сент. глубоко охватили осн. силы пр-ка, оборонявшиеся в выступе. Под угрозой окружения пр-к начал отход. 19-я сд ворвалась в Ельню и, взаимодействуя с соседними соединениями, к утру 6 сент. освободила город. Преследуя пр-ка, войска армии продвинулись на З. на 25 км и 8 сент. вышли к pp. Устром и Стряна, где нем.-фаш. войска на заранее подготовленном оборонит, рубеже оказали организованное сопротивление. Успеху армии способствовали наступат. действия войск соседних 16-й и 20-й А Зап. фр. на смоленском и 43-й А Резервного фр. на рославльском направлениях. Е. о.первая наступательная операция в войне. В результате её войска 24-й А нанесли поражение двум танк., одной моторизов. и 7 пех. дивизиям пр-ка, ликвидировали Ельнинский выступ, угрожавший лев. крылу войск Зап. фр., освободили значит, территорию».
 
Прославляя Жукова, энциклопедия и не договаривает, и откровенно лжет.
 
Немцы заменили танковые дивизии в ельнинском выступе на пехотные не потому, что они понесли какие-то особенно большие потери от Жукова, а потому, что танковые и моторизованные дивизии Гудериана были отправлены на юг для окружения советских войск под Киевом. В связи с таким ослаблением группы армий «Центр», немцы еще в первой половине августа приняли решение вывести свои войска из этого выступа, имеющего размеры где-то 20 км на 20 км. Однако это решение зависело от действий советского командования. 15 августа командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Бок записал в свой дневник: «Трудно дать окончательный ответ на вопрос, что лучше: удерживать выступ или оставить его. Если русские будут продолжать атаковать выступ, тогда удерживать его невыгодно. Если же они прекратят атаки, что вполне может быть, тогда выступ стоит сохранить, поскольку он не только станет опорным пунктом для наших дальнейших атак в восточном направлении, но и даст возможность обеспечить определенное прикрытие для смоленского железнодорожного узла и шоссейной дороги Смоленск — Москва».
 
Энциклопедия сообщает о войсках, предоставленных Жукову: «Не имея превосходства в силах и средствах». Но это откровенная ложь. Только у 24-й армии было 11 дивизий, из которых 2 танковые и 1 моторизованная, да еще у 43-й армии было 6 дивизий, из которых 2 танковые. Немцы считали, что советская дивизия по силе равна 65% немецкой, таким образом, даже по такому счету у Жукова было не менее 11 дивизий, даже без учета того, что четверть из них были танковые. Кроме этого, дополнительно к дивизионной артиллерии у Жукова было еще 16 корпусных артполков, полков РГК и ПТО. Согласно схеме в энциклопедии, ельнинский выступ защищали 4 немецкие пехотные дивизии 20-го немецкого армейского корпуса: 137-я, 78-я, 292-я и 268-я. Однако, еще 15 августа в дневнике Гальдера запись: «На фронте Гудериана 78-я и 137-я пехотные дивизии отводятся в тыл за дугу фронта у Ельни». То есть, ельнинский выступ остались защищать только две немецкие дивизии, и общее превосходство войск у Жукова над немцами было примерно в 5,5 раз.
 
С другой стороны, Ельня, конечно, уже городок и станция, и освободить ее было бы полезно, но давать Жукову такие крупные силы для такой чепухи, как освобождение маленького городка, ни Сталин, ни Генштаб РККА не стали бы. На самом деле задача Жукова была иной - в п. 2 директивы Ставки ВГК от 25.8 1941 приказывалось: «Войскам Резервного фронта, продолжая укреплять главными силами оборонительную полосу на рубеже Осташков, Селижарово, Оленино, р. Днепр (западнее Вязьмы), Спас-Деменск, Киров, 30.8 левофланговыми 24-й и 43-й армиями перейти в наступление с задачами: покончить с ельнинской группировкой противника, овладеть Ельней и, нанося в дальнейшем удары в направлении Починок и Рославля, к 8.9 выйти на фронт Долгие Нивы, Хиславичи, Петровичи».
 
То есть, Жуков должен был артиллерией и пехотой сначала уничтожить немцев в ельнинском выступе и этим сделать прорыв фронта. А затем танковыми дивизиями наступать через этот прорыв на запад, выйти на железную дорогу Смоленск-Брянск (Рославль и Починок – железнодорожные станции на этой дороге) и наступать еще дальше (Хиславичи, Петровичи это примерно в 100 км на запад от Ельни). Для чего Жукову и давались танковые дивизии.
 
Жуков полностью и старательно обгадил порученное ему Ставкой ВГК дело и продвинулся только до второго рубежа обороны немцев, который еще с 15 августа оборудовали заранее отошедшие на него 78-я и 137-я пехотные дивизии немцев, то есть, продвинулся на запад от Ельни примерно на 15 километров. Почему?
 
Возможно, на это дает ответ Гальдер, который 5 сентября записал в дневнике: «Наши части сдали противнику дугу фронта у Ельни. Противник еще долгое время, после того как наши части уже были выведены, вел огонь по этим оставленным нами позициям и только тогда осторожно занял их пехотой. Скрытый отвод войск с этой дуги является неплохим достижением командования».
 
То есть, Жуков по пустому месту расстрелял весь запас снарядов, и вторую линию обороны немцев ему уже нечем было прорывать. Кстати, сразу за этим описанием подвига Жукова, Гальдер сделал запись: «На участке 8-го армейского корпуса (9-я армия) противник снова начал яростные атаки в стиле крупных сражений, характерных для (первой) мировой войны».
 
А Начальник артиллерии Красной армии генерал-полковник Н.Н. Воронов в своем докладе Сталину сообщал о применении многочисленной артиллерии, выделенной Жукову, под Ельней:
 
«Артиллерия занимала удаленные огневые позиции и наблюдательные пункты и почти не имела передовых наблюдательных пунктов в передовых частях пехоты. Крайняя недостаточность средств связи в артиллерии ряда дивизий (утеряно в предыдущих боях) ставило под угрозу управление огнем дивизионов и групп и вынуждало прибегать к пользованию плохо налаженной связью пехоты. Общее стремление сидеть в убежищах, землянках и т. д. не способствовало живому руководству. Многие командиры батарей, из числа недавно назначенных, были плохо подготовлены к стрельбе. Плохо организованное наблюдение мало давало данных о противнике, его огневых точках, инженерных сооружениях и т. д. Батареи много расходовали снарядов, стреляя по «надуманным заявкам пехоты», по прямым приказам пехотных, общевойсковых и старших артиллерийских командиров, часто без всякой пользы для дела, а лишь для успокоения нервов. Артиллерийская обработка рубежа проводилась, но нужных результатов не достигали. Каждый день повторяли одно и то же, ложных переносов огня не применяли и приучили противника к нашим действиям по шаблону».
 
То есть, расхожий афоризм: «Генералы всегда готовятся к прошедшим войнам», - это про Жукова, и таких как он.
 
Энтузиасты тактики 1918 года
 
После подвигов у Ельни и обороны Ленинграда, который немцы накануне приезда Жукова в Ленинград, отказались штурмовать, Г.К. Жуков с октября 1941 года по август 1942 года командовал Западным фронтом. И все это время (за исключением небольшого промежутка весной 1942 года) у него начальником штаба был В.Д. Соколовский, причем, именно при Жукове, в июне 1942 года Соколовский стал генерал-полковником. И надо полагать, что их дружная работа объяснялась полным единством их взглядов на то, как надо воевать – на тактику. А с февраля 1943 года по апрель 1944 года Соколовский сам командовал Западным фронтом. И надо сказать, что под командованием Жукова и Соколовского Западный фронт безмерно потреблял людские и материальные ресурсы, добиваясь неизменно убогого результата.
 
В конце концов, в августе 1943 года Сталин сам выехал в штаб Западного фронта, но военные профессионалы, надо думать, сумели повесить на уши своему Главнокомандующему лапшу «объективных причин», и оргвыводов не последовало. Вернее, Сталин послал на Западный фронт членом военного совета Мехлиса, но убогость действий фронта продолжалась. Наконец весной 1944 года Сталин послал на Западный фронт комиссию под председательством члена ГКО Г. Маленкова, в составе генерал-полковника А. Щербакова, генерал-полковника С. Штеменко, генерал-лейтенанта Ф. Кузнецова и генерал-лейтенанта А. Шимонаева http://www.infox.ru/science/past/2010/04/26/Pisma__Syerzhant_Okt_1.phtml.
 
У меня вообще к контролерам крайне нехорошее отношение: я считаю их свиньями, которые обязаны найти грязь, даже если ее нет. Но в ряде случаев без подобных комиссий обойтись нельзя – начальник большого дела сам все выяснить по делу просто не сумеет. Однако надо понять, что работа комиссии создает конфликт, в котором и сама комиссия становится уязвимой стороной – ведь проверяемый отчаянно защищается от обвинений комиссии. В связи с этим, комиссия может дать чему-либо не справедливо обвиняющую оценку («мы так считаем») или умолчать о важных обстоятельствах («виноваты – недоучли»), но комиссия, как правило, не станет врать в числах и фактах – для нее самой это опасно. Тем более, что Маленков был не менее Сталина заинтересован в победе над немцами и ему не было никакого смысла интриговать против командования Западного фронта. Я предваряю этой сентенцией цитаты из доклада этой комиссии, чтобы читатели понимали, что брать на веру можно только числа и факты, а выводы по событиям нужно стараться сделать самому.
 
Хотя я рассматриваю артиллерию, но, все же, начну с раздела доклада, посвященного помянутого Толконюком, но на тот момент уже бывшему командующему 33-й армией Гордову. Уж больно он похож на Жукова, такой себе «маленький Жуков», возможно, что даже пример брал с него. На указанном сайте есть такая справка на Гордова.
 
ГОРДОВ Василий Николаевич
 
О его деятельности в должности командующего 33-й армией в докладе говорится:
 
«33−я армия во многих операциях на Западном фронте занимала центральное место, ей придавались значительные средства усиления, командование фронтом уделяло армии большое внимание и считало командарма Гордова лучшим командующим армии».
Ну, точь в точь Жуков!
 
«Однако факты показывают обратное. Нигде так плохо не был организован бой, как в армии Гордова. Вместо тщательной подготовки операции и организации боя, вместо правильного использования артиллерии Гордов стремился пробить оборону противника живой силой. Об этом свидетельствуют потери, понесенные армией. Общее количество потерь, понесенных 33−й армией, составляют свыше 50% от потерь всего фронта.

Вопреки указаниям Ставки, запрещавшим использование в бою специальных подразделений как обычную пехоту, Гордов нередко вводил в бой разведчиков, химиков и саперов.

К числу наиболее тяжких проступков Гордова следует отнести факты, когда Гордов весь офицерский состав дивизии и корпуса направлял в цепь.

В своем приказе от 4 сентября 1943 г., адресованном командиру 173 стр дивизии полковнику Зайцеву и командирам полков подполковнику Милованову, подполковнику Сизову, майору Гуслицер, Гордов требовал: «Весь офицерский состав поставить в боевые порядки и цепью пройти лес, назначив небольшие отряды для выкуривания автоматчиков из их гнезд».

И дальше Гордов в приказе писал: «Лучше нам быть сегодня убитыми, чем не выполнить задачу».

Четвертого сентября 1943 г. Гордов приказал начальнику штаба 70−го ск генерал-майоруИконникову: «Немедленно все управление корпуса отправить в цепь. Оставить в штабе только начальника оперативного отдела».

Такие недопустимые действия Гордова приводили к дезорганизации управления боем и ни чем не оправдываемым потерям в офицерском составе. За последние полгода в 33−й армии под командованием Гордова убито и ранено 4 командира дивизии, 8 заместителей командиров дивизий и начальников штабов дивизий, 38 командиров полков и их заместителей и 174 командира батальона.

Гордов преступно нарушил приказ Ставки о запрещении прибегать к расстрелам командиров без суда и следствия. Так, 6 марта по приказу Гордова без суда и следствия был расстрелян майор Трофимов якобы за уклонение от боя. На самом деле, как установлено следствием, майор Трофимов не был виноват.

сд генерал-майораГладышева и командира 45−го ск генерал-майораПоплавского. По заявлению ряда командиров, работавших с Гордовым, нечеловеческое отношение к людям, сплошная истерика так издергали их, что были случаи, когда командиры не могли командовать своими соединениями и частями.

Командование фронтом проходило мимо всех этих безобразий в действиях Гордова, не поправляло его и продолжало считать его лучшим командующим армией». Кстати, Гордова, еще до приезда комиссии сняли с командования армией по требованию Мехлиса.

По Гордову комиссия сделала следующее предложение: «е) учитывая крупные ошибки генерал-полковникаГордова в командовании 33−й армией, а также ряд его неправильных действий, за что он был отстранен от командования 33−й армией, предупредить Гордова, что при повторении допущенных им ошибок в 33−й армии он будет снижен в звании и должности. Сообщить о недостатках Гордова командующему 1−м Украинским фронтом маршалу Жукову, где Гордов в настоящее время работает в качестве командующего 3−й Гвардейской армией».
 
Цена тактики 1918 года
 
Сначала о том, за что, собственно предъявили претензии командованию Западного фронта.
 
(окончание следует)
 
Ю.И. МУХИН

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Одессит
(не проверено)
Аватар пользователя Одессит

По поводу статистики

Мне кажется, объем отстрелянных непостредствонно на поле боя боеприпасов подсчету вообще не подлежит. Можно считать количество снарядов по объему перевозок или по выпуску, но до Сталинграда Красная Армия все время отсутпала, да еще и при господстве потивника в небе. Уму не постижимо, сколько боеприпасов было оставлено на складах, потеряно при доставке или оставлено неотсрелянными непосредственно на позициях. Более-менее точными можно считать расход боеприпасов немцами до Сталинграда и после Курской дуги Красной Армией.
К Сталинграду уже начала подниматься АДД и у Голованова описывается такая тактика:
1. Одиночными самолетами охота за составами, уничтожение их на нужных участках, что приводило к остановке движения по этой ветке и накоплению эшелонов на узловой станции.
2. Массовая бомбардировка узловой станции, на которой скопились десятки эшелонов.
Судя по книге, тактика давала впечатляющие результаты и одному богу известно, сколько боеприпасов было уничтожено в этих эшелонах. И ведь наверное, все это попало в статистику расхода.
И массовое партизанское движение - это же сотни эшелонов, пусть и не все с боеприпасами.
 

 
Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

Действенность партизанских атак железной дороги,

преувеличена в разы.
Вот те же уничтоженные авиацией эшелоны они себе в актив и записывали)
Малая война в сельской местности, сведение счетов на идейной и другой почве - да.
Прерывание коммуникаций - да неужели?..
Именно охране железных дорог в тыловой зоне немцы уделяли наибольшее внимание - даже большее чем ограблению оккупированных территорий.

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

Одессит
(не проверено)
Аватар пользователя Одессит

Карл, Дора и 30-я батарея

http://www.youtube.com/watch?v=xmmFD14pGGA
11-я минута и начиная с 30-й.
Кстати, приведена и статистика расхода боеприпасов.
Это никак не опровергает того, о чем вы писали. Просто интересный ролик.

 
Wazawai
Аватар пользователя Wazawai

Да неужели?

«Именно охране железных дорог в тыловой зоне немцы уделяли наибольшее внимание - даже большее чем ограблению оккупированных территорий.»

А зачем? Ведь «действенность партизанских атак железной дороги,преувеличена в разы»?

Если от партизан нет опасности ж/д сообщению, зачем столь тщательно дороги охранять?

 

Грешно смеяться над больными людьми!

 
 
Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

Может Вы перепутали причину со следствием?..

Это бывает...

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

Гость
(не проверено)
Аватар пользователя Гость

немцы всё войну экономили

немцы всё войну экономили снаряды, и проиграли. но зато стреляли точно! 

 
Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

Как раз наоборот.

Это в Р.К.К.А, а до неё в Р.И.А. издавна экономили снаряды, как для боевой подготовки, так и в бою.
"Снаряды не бросать", "стрелять редко да метко" - вечный рефрен в войнах, которые вела Россия. Артиллерия становилась этакой вещью в себе, в своей работе не учитывающей потребности и задачи других родов войск.
А потом накопленное расстреливали в белый свет, на радость начальству.
Справедливости ради нужно сказать что в 1944-1945 годах с этим было всё же получше. Попадали чаще и туда, где это было необходимо в данный момент.

А вот с матчастью орудий качественно, а главное количественно в России всегда обстояло более чем.
Орудия были многочисленны, разнообразны и более чем соответствовали уровню своего времени.

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

Михалыч1
Аватар пользователя Михалыч1

Эх, Юрий Игнатьевич,

объективность вас подводит, на мой взгляд.

У меня вообще к контролерам крайне нехорошее отношение: я считаю их свиньями, которые обязаны найти грязь, даже если ее нет

Не буду растекаться в примерах из собственной жизни, в которой доводилось бывать и контролёром, и (гораздо чаще) контролируемым. Скажу по теме: если бы Соколовского, его штаб и его командармов проверяли бы чаще, да пристрастнее, и выводы бы делали строго, но объективно, не было бы такого бардака, что сложился к весне 44-го. Да его, тварь, повесить надо было за всех погибших и покалеченных из-за его тупости, самомнения и амбициозности русских солдат. Да и просранные (пардон за мой французский) материальные ценности, тяжким трудом созданные - это вредительство в особо крупных размерах, тоже на ВМСЗ тянет с довеском. А кадры, что он "навоспитывал" за полтора года?

А ведь, гад, тоже поди крайне нехорошо относился к разным контролёрам. Вон как полковника Генштаба честил. Потому и "напроводил" аж 11 операций с нулевым (да что скромничать - с отрицательным!) для Победы результатом.

Моё убеждение, что хорошему и даже просто нормальному командиру (начальнику) всякие проверки-комиссии, если и помеха, то не сильная. От них даже польза вполне реальная, бо не всегода у самого руки дойдут до самых мелочей в работе. А подчинённые, по вполне понятным причинам, не будут спешить сами предъявить свои лень, нерадивость, глупость.

Образно я бы уподобил это дело разведке: знать обстановку, и чем доскональнее - тем лучше для дела, это первостепенная обязанность любого командира (начальника). Если он, конечно, переживает за это дело, а не отбывает номер.

А "найти грязь, даже если её нет" бывает, как правило, только в случаях, когда надо проверяемого убрать с должности, что называется по-любому. Или хотя бы скомпрометировать. Да и сами проверки просто так не бывают: либо они регулярно-плановые, либо по мотивам завала в работе или ЧП.

 

"Родиться дураком - не позор, а вот умереть дураком - стыдно."

Крашеный блондин
(не проверено)
Аватар пользователя Крашеный блондин

...если бы Соколовского, его

...если бы Соколовского, его штаб и его командармов проверяли бы чаще, да пристрастнее, и выводы бы делали строго, но объективно, не было бы такого бардака, что сложился к весне 44-го. Да его, тварь, повесить надо было за всех погибших и покалеченных из-за его тупости, самомнения и амбициозности русских солдат. Да и просранные (пардон за мой французский) материальные ценности, тяжким трудом созданные - это вредительство в особо крупных размерах, тоже на ВМСЗ тянет с довеском. А кадры, что он "навоспитывал" за полтора года?

Бу-га-га!
А вот товарищ Сталин был несколько иного мнения о товарище Соколовском. :)

В мае 1945 года он присвоил Соколовскому титул Героя Советского Союза.
В июле 1946 года он присвоил Соколовскому звание Маршала Советского Союза.
В марте 1949 года он назначил Соколовского первым заместителем министра обороны.
В июне 1952 года он назначил Соколовского начальником Генерального штаба.

Вывод отсюда можно сделать двоякий.
Либо Сталин не знал, кто такой Соколовский. Ну то есть, Сталин не владел информацией о своих ближайших подчинённых, и "короля играла свита".
Либо Сталин прекрасно знал, кто такой Соколовский. И сознательно возвышал всякую мразь и бездарность - чтоб легче было управлять.
Полагаю, что второй вариант ближе к истине. Ибо Соколовский был не один такой.

 
Юрий 1
(не проверено)
Аватар пользователя Юрий 1

Полагаю, что второй вариант

Полагаю, что второй вариант ближе к истине. Ибо Соколовский был не один такой.

Полностью с Вами согласен.

С Вами солидарен и Мухин:

Жуков Сталину требуется для другого – он обязан заставить войска выполнять поставленную Ставкой задачу. Жуков – это кулак Сталина и, надо думать, Сталин ценил его именно за это.
....
По воспоминаниям очень многих, на фронтах начальники всех степеней Жукова боялись больше, чем противника, а это очень способствовало выполнению фронтами тех задач, которые ставил перед войсками Сталин.

И если генералы так боялись Жукова, так боялись не выполнить приказ, то как им было наплевать на солдатские жизни. Ведь главное было (как в любой бюрократической системе) ПОКАЗАТЬ, что ты приложил все усилия для выполнения приказа. И (если что) только объективные причины ( а не собственное бездействие или проявленная инициатива) не позволили выполнить приказ.

А на счет продвижения Соколовского и Гордова сейчас опять поднимется вой - Сталин не виноват, не мог он за всеми уследить, не он назачал, награждал (как "не награждал" Лукина) и т. д. и т. п.

 
Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

Сталин ценил Жукова,

а Жуков ценил Соколовского)

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

русофил
Аватар пользователя русофил

А как можно "ценить" Родину,

если эти мясники не "ценили" жизней госудаствообразующей нации?

P.S. Тут сосед помер (все с собачкой гулял вокруг домов)... Участник операции "Искра". Так все плакал, что приказали бить врага штыком и пять царских патронов выдали на "всякий случай"...

 

 Έξηκοστοςτιων

Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

русофил, хотелось бы услышать от Вас,

почему жизни "государствообразующей нации" не ценили генералы Р.И.А. периода правления Николая Второго.
И как их после этого называть.
Командующих фронтами Р.И.А. в Первую Мировую войну я поименно не называю, думаю сами найдёте.

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

русофил
Аватар пользователя русофил

А потери сравнить тяжело, матэматык.

Пилили только для виду; нехай хранцы с англичанкой воюють-гробятьси...

 

 Έξηκοστοςτιων

Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

Вы это сами спьяну придумали?..

Про Стоход слыхАли?

Вообще за такое бьют морду... именно морду.
Ишь ты, "для виду"...

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

русофил
Аватар пользователя русофил

Речь то про РИ...

И,кстати. ни РИ, ни СССР Германии войну ни разу НЕ объявляли, т.к. никаких особых противоречий не было.

Никки всячески успокаивал братца Вилли (куча военных заказов в Германии была размещена), а у СССР тоже что-то подобное....

 

 Έξηκοστοςτιων

Wazawai
Аватар пользователя Wazawai

Угу

Да, войну начали без объявления, явочным порядком.

 

Грешно смеяться над больными людьми!

 
 
Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

Бои на Стоходе - осень 1916,

гибель гвардии и остатков кадровой армии.
Перемышль, Августово, Сморгонь, Барановичи - тоже не слыхали?

русофил, я никак не мог подумать что вы настолько неадеватны: ладно ещё ТРОЛЛЬ Чахлик, но Вы казалось как будто немного в теме.
Не вижу смысла с Вами что-либо обсуждать.
Мои прадеды после "делали вид" это бы точно неодобрили.

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

русофил
Аватар пользователя русофил

Мои тоже воевали и гибли...

Но все это доказывает полную неготовность и осознание этого государем. Он что не знал и не видел  своего офицерья и генералов?

 

 Έξηκοστοςτιων

Чахлик невмирущий
(не проверено)
Аватар пользователя Чахлик невмирущий

Перемышль, Августово, Сморгонь, Барановичи - тоже не слыхали?

Нимрод, а чего мы ещё не слыхали? Ведь кроме словесного поноса ты больше ничего не предъявил, и уж тем более - никому ничего не доказал... Не корчи из себя маститого военного историка, пожалуйста (и свой дешёвый нахрапистый выпендрёшь прибереги для впечатлительных гимназисток)  

 
Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

Мнение внештатного ТРОЛЛЯ им. старца Григория,

обосновавшегося на сайте Ю.И.Мухина, для меня особенно важно.

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

Чахлик невмирущий
(не проверено)
Аватар пользователя Чахлик невмирущий

А почему я "ТРОЛЛЬ"?

И что это глупое слово вообще означает с жидовского сленга - в русском языке (вот, ведь, швондеры недоделанные... -  выучили вас на свою голову!)??? Если лично для Вас, Нимрод, нужно ещё раз кратко повторить хронологию основных событий на фронтах 1ой Мировой войны (в период 1915-1917гг), то причём тут чьё либо мнение... (это ради бога, даю ссылку - ещё раз) 

http://www.youtube.com/watch?v=M5p5O6qMZXU&list=PL123471F1918892A2

http://www.youtube.com/watch?v=lfsS2XznlUU&list=PL123471F1918892A2

http://www.youtube.com/watch?v=jgQqEMZcORk&list=PL123471F1918892A2

 
Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

Хорош ТРОЛЛить "Чахлик",

никто уже не ведётся)

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

Чахлик невмирущий
(не проверено)
Аватар пользователя Чахлик невмирущий

"Рекс-фекс-пекс" позабыл сказать...)))))))))))))))))))))))))))))

Ладно..., что нибудь "свеженькое" 

http://nstarikov.ru/blog/28787   

 
Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

"Чахлик невмирущий" - ТРОЛЛЬ

"Чахлик невмирущий" - ТРОЛЛЬ

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

Чахлик невмирущий
(не проверено)
Аватар пользователя Чахлик невмирущий

Нимрод - ДЕБИЛ

Шабат шалом... 

 
Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

"Чахлик невмирущий" - ТРОЛЛЬ

"Чахлик невмирущий" - ТРОЛЛЬ

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

русофил
Аватар пользователя русофил

Не согласен, Сереж, с диагнозом.

 Оставим ему этот уровень общения. РИ строила во время ПМВ шокирующие и опережающие современность линкоры ЧМФ ( типа "Императрица Мария") для силового подкрепления договорных условий с англо-масонами( чтоб не скурвились на финише) капитуляции вразей в 1917 году: Босфор, Дарданеллы и Костинград - русские и Православные...

А Ним демонстрирует,обвиняя в пьянстве и разврате, масонскую тактику...

 

 Έξηκοστοςτιων

Nimrod
Аватар пользователя Nimrod

Абстрагируясь от личности поместившего ссылки на фильм ТРОЛЛЯ.

Уже первые просмотренные 10 минут одной серии показали, что информация в этом фильме подаётся крайне тенденциозно...

*русофил же, со своим радио, как оказалось, ещё и в линкорах не разбирается...)

 

ДЕЛО СТАЛИНА - МУХИНА

Чахлик невмирущий
(не проверено)
Аватар пользователя Чахлик невмирущий

А ты смотри дальше

Толи ещё будет, ТЕНДЕНЦИЯ... 

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <img> <a> <em> <i> <strong> <b> <u> <strike> <p> <br> <ul> <ol> <li> <div> <blockquote>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Проверка, что Вы не робот
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.